В комментарии к материалу
«Унтер-офицерские вдовы», размещенному на интернет-сайте нашего еженедельника,
Надежда Артеменко (18.11.2013, 17:12) написала: «Позицию лидеров КПУ я буду
разделять, только если они публично признают свои собственные ошибки — ЕДИНОГЛАСНОЕ,
всей фракцией подписание Закона о внутренней и внешней политике Украины в июле 2010 г., в котором
законодательно закреплена интеграция в ЕС как конечная стратегическая цель.
Ассоциация с ЕС — это только промежуточное звено. Поэтому украинские коммунисты
несут всю полноту ответственности за свои ошибки. Критика «регионалов» — это
хорошо, но и самокритика не помешает. Ошибаться свойственно всем, но признавать
ошибки — это дело чести. А для партии — это и ее будущее. Доверие избирателей
можно завоевать только предельной искренностью, а не лозунгами и обвинениями
своих оппонентов в ошибках...»
Уважаемая Надежда Артеменко,
разделять или не разделять позицию той или иной политической силы — личное дело
каждого. Но давайте не будем, как говорят, наводить тень на плетень и
перекладывать с больной головы на здоровую.
Соглашение о политической
ассоциации с ЕС, включающее в себя ЗСТ Украина—ЕС, — это всецело
ответственность Партии регионов и президента Виктора Януковича. И подшивать,
что называется, белыми нитками к этому процессу коммунистов не следует.
Компартия неизменно выступала категорическим оппонентом курса на
«безальтернативную евроинтеграцию» — как при нынешней власти, так и при ее
предшественниках.
1. С чего вы взяли, что
политическая ассоциация с ЕС вытекает из закона об основах внутренней и внешней
политики? Вы пишете: «Ассоциация с ЕС — это только промежуточное звено». Нет
такого «промежуточного звена» — как обязательного условия будущего членства в
ЕС.
Есть ряд стран, которые без
всякого договора об ассоциации вступали в ЕС (Испания, Португалия, Австрия,
Швеция, Финляндия). А есть и те, которые такой договор имеют (Марокко, Тунис,
Алжир, Египет, Иордания, Израиль и др.), но членами ЕС никогда не станут.
2. Такая цель, как членство
Украины в ЕС, законодательно закреплена значительно раньше, чем был принят
закон «Об основах внутренней и внешней политики». Последний, как известно,
Верховная Рада приняла 1 июля 2010
г.
Но вот что говорилось в законе
«Про основи національної безпеки України», принятом еще в 2003 г.: «забезпечення
повноправної участі України в загальноєвропейській та регіональних системах
колективної безпеки, набуття членства у Європейському Союзі та Організації
Північноатлантичного договору при збереженні добросусідських відносин і
стратегічного партнерства з Російською Федерацією, іншими країнами
Співдружності Незалежних Держав, а також з іншими державами світу;» (ч.6 ст.8).
Иными словами: был бы принят в
2010-м закон об основах внешней и внутренней политики или нет, голосовали бы за
этот закон коммунисты или не голосовали — на такую цель Украины, как обретение
членства в ЕС, это никак бы не повлияло. Эта цель была зафиксирована давным
давно.
3. Отнюдь не потому, что в 2010-м
был принят закон об основах внутренней и внешней политики, официальный Киев
ныне подписывает соглашение о политической ассоциации с ЕС.
Во-первых, курс на ЕС был
законодательно закреплен значительно раньше. Во-вторых, напомню, что переговоры
о заключении договора о политической ассоциации Украины с Евросоюзом начались
еще при Викторе Ющенко — 5 марта 2007
г. (а переговоры о создании зоны свободной торговли — 18
февраля 2008 г.)
— когда ныне действующего закона об основах внутренней и внешней политики еще
не было даже в проекте. А Виктор Янукович, придя к власти, всего лишь продолжил
курс своего предшественника.
4. Главный смысл принятия закона
об основах внутренней и внешней политики в 2010-м был в отмене курса на
вступление в НАТО и законодательном закреплении внеблокового статуса Украины.
И если на такую цель, как
интеграция в Евросоюз, указанный закон абсолютно никак не повлиял, то курс на
членство в НАТО был снят с повестки дня.
И вот здесь-то позиция КПУ
сыграла свою роль. С их стороны не просто не было ошибки в голосовании за
данный закон, но было бы безответственно встать в позу: мы, мол, за документ, в
котором упоминается о членстве в ЕС, не проголосуем. Такая позиция означала бы
не оппонирование членству в ЕС (эта цель в законах и так сохранялась!), а отказ
поддержать сворачивание курса на вступление в НАТО.
В ст.11 («Засади зовнішньої
політики») закона об основах внутренней и внешней политики, принятого 1 июля 2010 г., было зафиксировано:
«1. Україна як європейська позаблокова держава здійснює відкриту зовнішню
політику і прагне співробітництва з усіма заінтересованими партнерами, уникаючи
залежності від окремих держав, груп держав чи міжнародних структур».
А ст.14 («Прикінцеві положення»)
предписывала: «2. Внести до Закону України «Про основи національної безпеки
України» (964-15) (Відомості Верховної Ради України, 2003 р., №39, ст. 351)
такі зміни: ...2) в абзаці одинадцятому статті 6 слова «та в євроатлантичний
безпековий простір» виключити; 3) в абзаці п'ятому частини другої статті 8
слова «та Організації Північноатлантичного договору» виключити».
И не случайно этот закон многие
называли «законом о внеблоковости Украины», «законом о внеблоковом статусе
Украины». Вот, к примеру, характерные новостные заголовки.
«Коммерсантъ»: «Верховная Рада
поддержала закон о внеблоковом статусе Украины»1; «Новый регион»: «Верховная
Рада ночью утвердила закон о внеблоковом статусе Украины»2; «Корреспондент»:
«Янукович подписал закон о внеблоковом статусе Украины»3.
В заголовках четко отражена суть
этого документа.
И коммунисты были абсолютно
правы, что поддержали закон! Поэтому в данном случае им не за что ни
извиняться, ни заниматься самокритикой, ни признавать «ошибки» — потому что
ошибок никаких не было.
5. Всякое соглашение — это свод
условий, взаимных обязательств и гарантий.
И соглашение о политической
ассоциации с Евросоюзом (а равно и та его часть, где прописываются условия ЗСТ
Украина—ЕС) могло иметь разный вид.
Но есть то, что есть — с точки
зрения многих (в т.ч. «2000»), явно невыгодное для Украины. И эти условия — с
массой разных обязательств, которые взяла на себя Украина, — не коммунисты
принимали. И не они сидели за столом переговоров с европейцами и соглашались на
любые их прихоти. Наоборот — Компартия неизменно выступала против подписания
данного документа вообще и против принятия содержащихся в нем условий в
частности.
6. Компартия не имеет большинства
в Верховной Раде. Как по мне — к сожалению. И, соответственно, не может
продиктовать свой вариант закона об основах внутренней и внешней политики
Украины.
Безусловно, если бы КПУ имела
существенно большую по численности фракцию — то и положения закона об основах
внутренней и внешней политики Украины были бы иными.
Какими? На этот вопрос легко
ответить, и, кстати, об этом несколько лет тому шла речь на страницах «2000» —
см. материал «Регионалы» против русского языка, внеблокового статуса и
социально-экономических прав граждан?» («2000», №26(467), 26.06—2.07.2009).
Начинался он так: «9 июня
Верховная Рада не смогла принять в первом чтении закон «Об основах внутренней и
внешней политики Украины», предложенный Компартией. В ВР этот законопроект,
автором которого выступил лидер КПУ Петр Симоненко, был зарегистрирован еще в
июне 2007 г.
С тех пор коммунистам пришлось с
большими трудностями преодолевать различные препятствия, чинившиеся явными и
скрытыми противниками предоставления русскому языку равных прав с украинским,
нейтрального, внеблокового статуса Украины, расширения сотрудничества с Россией
и другими странами СНГ, превращения страны в действительно социально
ответственное государство. Лишь в феврале нынешнего года КПУ смогла настоять на
включении законопроекта в повестку дня текущей сессии. А 9 июня и состоялось
собственно голосование...»
Как вы уже догадались, речь шла о
проваленном в парламенте варианте закона об основах внутренней и внешней
политики Украины от КПУ.
9 июня 2009 г. законопроект набрал
лишь 46 голосов. В полном составе проголосовала фракция КПУ — 27 депутатов,
поддержали документ 18 представителей Блока Литвина и 1 — от БЮТ. «Регионалы»
дали аж 0 голосов.
В варианте от КПУ такой цели, как
членство в ЕС, не было (о евроинтеграции говорилось общими фразами как о
средстве «піднесення вітчизняної економіки, рівня соціального розвитку,
функціонування демократичних інститутів суспільного і державного життя до
кращих зразків, досягнутих у передових країнах Європи і світу»).
Зато обозначалась такая цель, как
участие Украины в Едином экономическом пространстве (ЕЭП) с Россией, Белоруссией
и Казахстаном: «забезпечення повноправної участі України в інтеграційних
процесах на теренах СНД, передусім у рамках Єдиного Економічного Простору».
Были в законопроекте и другие не
менее важные нормы, например: «Враховуючи реальне застосування в українському
суспільстві російської мови, її значення у повсякденному житті народу,
російській мові має бути наданий статус державної на всій території України».
Вот в каком виде мог бы быть
закон об основах внутренней и внешней политики Украины — если бы Компартия
имела достаточное количество голосов в ВР. Но депутатских «штыков» она имеет
столько, сколько дал избиратель. И это уже повод для него, избирателя (особенно
из числа сторонников восточного вектора интеграции), задуматься об ошибках,
допущенных в ходе выборов.
Сергей ЛОЗУНЬКО
Данная статья вышла в
выпуске №47 (678) 22 – 28 ноября 2013
г.
|